Го и политика

Го. Размышления о политическом.

Человек – животное политическое.

Аристотель

О Го и политике можно говорить довольно много, разбирая различные ситуации на доске и в жизни. Поскольку обе эти сферы весьма обширны и многоуровневы, они имеют множество пересечений. И размышления даже над пустой доской могут увести в глубь философии и антропологии. Поэтому надо себя удерживать, и для того, чтобы уместиться в формат небольшого повествования, что я и постараюсь сделать.

Итак, с чего начинается партия? И с чего начинается политика?

Партия начинается с пустой доски. Вернее, не с пустой, а с расчерченной матрицы, каждый из перекрестков которой имеет собственные характеристики (у симметричных перекрестков, конечно, первоначальные характеристики схожи).

Пространство политического и пространство социального начинается с межличностного взаимодействия. Политика как борьба за власть производится в существующей социальной системе с определенными порядками, нормами и иерархией. Если социальная структура разрушается (как, например, в период больших социальных потрясений), социальные массы приходят в движение, пересматривая нормы, ценности и вырабатывая новые социальные устои.

Интересно, что бы делали камни, если бы линии игрового поля начали меняться, двигаться и исчезать? Наверное, то же, что и люди – приспосабливаться и стремиться к созданию новой разлиновки, на которой каждый приобретал бы собственное значение и смысл.

Камень никогда не меняет свой цвет

Итак, политика – это борьба за власть. На самом деле, существует множество различных определений понятия «политика», но мы остановимся на этом. Определений власти также очень много. Бывает власть в семье, на службе, в государстве. Она бывает формальная (руководитель) и неформальная (авторитет). И каждый имеет свою меру власти: кто-то незначительную, а кто-то очень обширную.

На примере начальной стадии игры можно увидеть основы зарождения и функционирования политической власти.

Вот три семейства Черных, судя по всему, намереваются вести хозяйство в трех углах. Неплохо устроилась и пара Белых, заняв удобное местечко в четвертом углу. Еще одно семейство Белых вьет родовое гнездо по соседству с Черными, а также отправило своего отпрыска осваивать смежные рубежи социального пространства. Можно даже сказать, что это целый клан Белых. И он претендует на то, чтобы быть довольно высокопоставленным. Впрочем, позиции черных тоже нельзя назвать заниженными. Одинокий белый камень на верхней стороне, очевидно, еще ищет свое место в жизни.

Здесь необходимо сделать одну оговорку. Цвет камней на доске всегда определен, и предрешает их взаимоотношения: одни оппонируют другим и никогда не станут союзниками. Вместе с тем, камни одного и того же цвета могут сотрудничать и совместной работой добиваться синергетического эффекта, приумножая результат каждого.

А как же обстоят дела в реальной жизни? В жизни мы сами вправе решать, чью сторону занимать и занимать ли вообще. Если идет военное противостояние, то подобное решение принимается довольно быстро и радикально – поэтому Го так часто применяется для анализа войн.

В мирной же жизни присутствует множество полутонов. И даже если возникают острые противоречия, то конечная конфигурация призвана выработать оптимальную структуру совместного социального существования, устраивающего всех и обеспечивающего конкурентоспособность при взаимодействии с другими социальными системами.

Вместе с тем, путь к данной структуре пролегает через острые конфликты. В них часто борьба идет не на жизнь, а на смерть. Вверх рвутся многие, но высот достигают единицы. Однако никто не в силах просто так занять ключевую позицию. Для того чтобы удержаться в центре социальной системы, необходима система поддержки.

Как правило, движение происходит поступательно. Сперва от низовых устойчивых образований на вышестоящие позиции выдвигаются наиболее достойные, успешные, проворные (нужное – подчеркнуть).

И лишь с течением времени, взаимной борьбы и конкуренции кто-либо занимает центральное место. Далеко не всегда это лучший из лучших. Социологи и психологи долго бьются над выделением характеристик, которыми должен обладать лидер. Но большинство из них сходятся во мнении, что лидер – не тот, кто лучше всех, но кто лучше среднего уровня масс и кто может формулировать их мнение.

В качестве примера я привел партию, в которой один из камней занял тен-ген – центральный и уникальный перекресток доски. Конечно, он, хоть и имеет, скажем так, символическое значение, к середине игры он часто представляет только географический центр поля, но не политический. А политический центр течением камней, противоборствами и локальными конфликтами может быть смещен.

Таким образом, каждая партия может быть интерпретирована как постепенное развитие государства: от мирного строительства малых хозяйств, через фазу острых конфликтов к мирному сосуществованию и межеванию вопросов, казавшихся ранее малозначительными, но принципиально важными на поздней стадии развития.

Цель Го в том, чтобы оторвать глаза от доски.

Мастер Го

А где же революция? – спросит читатель, живущий в столице России между думскими и президентскими выборами 2011–2012 гг.

Партия, которую я привел здесь для примера, могла бы быть вполне типичной, если бы не ее история. Вот как ее описывает Мастер Го Игорь Гришин:

«Судья матча, стоявший у окна, увидел синие всполохи над городом и успел крикнуть «Бомба!». От ударной волны все присутствующие в комнате упали на пол. Гобан был перевёрнут, и камни рассыпались по комнате вперемежку с разбитым стеклом и обломками стены…

Все присутствующие в комнате были на полу. Гобан был перевёрнут, и камни, которые так старательно выставляли игроки, рассыпались. Они рассыпались и теперь лежали по всей комнате вперемежку с разбитым стеклом и обломками штукатурки. Их рисунок представлял собой другую игру. Игру стихий разрушения. На этот рисунок было неприятно смотреть».

Это была вторая партия за титул Хонинбо, игравшаяся 4–6 августа 1945 года и получившая название Партия атомной бомбы. Взрыв произошел после 106-й постановки Хасимото-сэнсэя. Впоследствии он выиграл партию, но матч и сам титул выиграл позже его противник Ивамото Каору.

Данный рассказ возвращает нас к началу моего повествования. Можно бороться и сражаться. Но разрушение основ взаимодействия как людей, так и камней губительно и не может продолжаться долго.

Камни ставятся по очереди на перекрестки и не передвигаются.

Правила Го

Автор статьи Куликов Михаил Александрович, руководитель Якутского отделения Федерации Го.

Просмотров: 3 919

Добавить комментарий